Святые Анна Кашинская и Михаил Тверской
01 Августа 2009
Святая благоверная княгиня Анна была дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича. Михаил Ярославич Тверской – сыном великого князя Ярослава Ярославича. С 14-ти лет стал самостоятельно княжить в Твери. В 1294 г. Анна была просватана за Михаила Ярославича. Быть супругой удельного князя в ту пору означало быть обреченной на долгие ожидания мужа из враждебной Орды, годами страдать в неведении, трепетать за судьбу семьи и княжества при татарских разорениях и междоусобных распрях. Всего этого на долю Анны выпало сполна.
У супругов родилось пятеро детей, но дочь Феодора умерла в младенчестве. Четверо же сыновей: Дмитрий, Александр, Константин и Василий росли и воспитывались родителями, в подражании лучшим примерам своего рода (в родах и Михаила, и Анны были князья, отдавшие жизнь за веру и родную землю, причисленные к лику святых: это святые благоверные князья Михаил Черниговский, Василько Ростовский, Александр Невский).
По лествичному праву наследования в 1305 году Михаил стал великим князем. Получив Владимирский стол, он пытался объединять разрозненные русские земли воедино. При нем сбор дани для татар перешел в ведение великого князя и ненавистные людям баскаки больше не ездили по русским городам. Воспитанный своей матерью великой княгиней Ксенией в вере и благочестии, Михаил старался и в княжении своем следовать христианским принципам, что в ту жестокую эпоху междоусобиц, татаро-монгольского разорения и грубых нравов было нелегко. Но князя отличала особая тверская стать, которая проявлялась и внешне: по словам летописца, Михаил был "высок ростом, силен и отважен".
Князь Юрий Данилович Московский, "перекупив" в Орде право на великое княжение, в 1317 г. пришел с отрядом татар на Тверскую землю и стал разорять ее. Михаил выступил против них и наголову разбил объединенные войска в битве под Бортеневым. В плен были захвачены татарский князь Кавгадый и его отряд, сестра хана Узбека – жена Юрия Даниловича Кончака. Юрию же удалось бежать. Тогда Юрий оклеветал Михаила перед ханом, и тот был вызван на суд. Михаил, несмотря на уговоры детей и бояр, поехал. "Видите, что царь моей головы хочет. Если я уклонюсь, то отчина моя вся в полону будет. Придется же когда-нибудь умирать, не лучше ли мне ныне положить душу за многие души…". Анна провожала мужа до Нерли. Внутренне разрываясь сердцем, она укрепляла Михаила быть мужественным и не посрамить достоинство князя и человека, не отступить от христианской веры. В Орде, после неправедного суда, Михаил Ярославич был зверски убит. Тело его повезли в Москву бояре Юрия Даниловича. В городе Маджары, не уступая просьбам знавших князя купцов, поставить его тело на ночь в храме, его бросили в хлеву. Ночью над этим местом воссиял яркий столп света. Это было первое чудо от мощей убиенного князя. В память о знамении построенный рядом город был назван Святой Крест (ныне г. Буденновск Ставропольского края).
Только через год Анна и тверитяне узнали о случившемся, и о том, что тело князя Михаила находится в Москве. Выкупив у Юрия Даниловича дорогие всем останки князя, их привезли в Тверь. К общему удивлению, тело не предалось тлению. Михаила Ярославича погребли в им построенном Преображенском соборе. По свидетельствам летописца, от всеобщего плача нельзя было совершать службы. Почитание князя в Твери началось сразу же, а в 1549 г. он был прославлен на Московском соборе как общероссийский святой.
Анна осталась вдовой. Часто вдовы князей вскоре после смерти супруга постригались в монахини. Но положение тверской княжеской семьи было столь трудным, что Анна не могла ее оставить. И ей пришлось пережить гибель в Орде от рук татар сыновей Дмитрия и Александра, внука Феодора. Сын Константин умер от болезни в 1339 г. И тогда, испив до конца тяжелейшую чашу скорбей, Анна уходит в монастырь. Сначала она подвизалась в Твери, а потом по уговорам своего, теперь единственного, младшего сына Василия переходит в его удел – Кашин, в Успенский монастырь. Скончалась Анна в 1368 г. в Кашине и была погребена в Успенском соборе.
Почитаемая при жизни за духовную мудрость и щедрые благодеяния, после упадка Кашинского княжества княгиня Анна была забыта, но в Смутное время при опасности разорения города явила себя его защитницей и покровительницей.
В 1611 г. при нападении польско-литовских интервентов на Кашин, она явилась во сне тяжело больному пономарю Герасиму, сказав: "гроб мой народом ни во что вменяется, считаете его обыкновенным, и меня презираете… Люди шапки свои пометают на гроб мой, садятся на него. И доколе будете вы попирать меня ногами? Разве вы не знаете, что я молю Всемилостивого Бога и Богородицу, и сохраняю вас от многих зол и напастей?" После этого сна Герасим был исцелен, и люди стали молиться у забытой ими гробницы. Начались случаи исцелений. Об этом стало известно при дворе.
Прославление святой происходило при одобрении и непосредственном участии царя Алексея Михайловича. Сам царь с царицей, сестрами и всем двором приехал на торжества прославления 12 июня 1650 г., привез составленную по его указу знаменитым Епифанием Словинецким службу святой Анне и собственными руками вместе с царедворцами перенес нетленные мощи святой из ветхого Успенского собора в каменный Воскресенский. Несли гроб на особом "деревянном одре" (носилках) на своих плечах сам Царь и прибывшие с ним бояре. Множество народа, стекшегося по этому случаю, придавало большую торжественность величественной церемонии. Еще ни одна святая Русской Церкви не удостаивалась столь пышного торжества.
В повести о перенесении мощей святой Анны Кашинской рассказывается о случившемся тогда чуде. Когда гробница внесена была уже на паперть Воскресенского собора, несшие ее вдруг остановились, потому что не могли дальше двинуться ни на шаг. Тогда царь Алексей Михайлович обратился к Анне Кашинской с умиленной молитвой, в которой просил ее пребывать тут, пока на месте обретения ее мощей не будет воздвигнут каменный храм в ее имя. После этого гроб с мощами без затруднения внесли в Воскресенский собор и с молебным пением поставили на правой стороне вблизи алтаря.
На средства Алексея Михайловича в 1666 году был построен каменный Успенский собор с приделом во имя святой Анны Кашинской. По его повелению была изготовлена серебряная позолоченная рака для ее мощей. Руками его сестер-царевен были вышиты покровы на раку мощей святой Анны Кашинской. В Успенском соборе до начала XX в. хранился запрестольный крест – дар царя.