История и градостроительная композиция   |   Фотограф В.А. Колотильщиков   |   Кашин современный 

вверх страницы

Кашин

Кашин – торговый город, расположенный в 10-ти км от Волги на левом ее берегу к северо-востоку от Твери. Первые упоминания о нем восходят к XIII веку. Он всегда считался небольшим, и даже маленьким городком, и говорить о его величии, казалось бы, нет оснований. Но величие не в величине. По историческим материалам город предстает совсем в других измерениях: не в материальных, а духовных.

Расцвет древнего Кашина пришелся на конец XVI в., тогда в нем существовало около 70-ти храмов. Но интерес не только в количественных характеристиках. Обнаруживается высочайший духовный взлет градостроительного творчества кашинских мастеров-зодчих. Они создали настоящую жемчужину русского градостроительного искусства. Мастера-градостроители Кашина одухотворили композицию города, введя в нее дополнительную символическую суть.

Главный собор Кашина посвящен Воскресению Христа. Поэтому кашинские мастера разработали символику Спасителя при развертывании композиции города. Но самым интересным здесь было то, что символика Христа уже как бы содержалась в кашинском ландшафте, требовалось только явственнее проявить ее. Еще первые кашинские поселенцы нашли для строительства города уникальное место: крутую петлю реки Кашинки с высокой горой на ее узком перешейке. Гора была увенчана треугольной крепостью, а посад уютно разместился позади крепости внутри петли реки. В начертании петли реки "просматривались" две перекрещивающиеся природные оси: ось перешейка (продольная), относительно которой петля почти симметрична, и ось поперечная – петля вытянута в ее направлении. Оси сразу были проявлены постановкой по ним храмов города. В конце XVI в. кашинские зодчие построили много новых храмов по осям, продлив их концы наружу петли реки до самых слободских окраин. Храмы размещались парами: летний холодный рядом с зимним теплым. Набранный таким образом в плане города огромный градостроительный крест пересекал весь Кашин из конца в конец. Символика формы (крест) была обогащена цифровой символикой: на продольной оси – 17 храмов, на поперечной – 16, всего – 33 по числу лет жизни Иисуса Христа (например, в знаменитом Преображенском храме Кижского погоста также 33 главки).

Площадка внутри реки Кашинки ниже окружающей местности на 15-25 м. Посад города оказался на дне природной чаши. Когда город разросся и слободы его "выплеснулись" во все стороны из этой чаши на окружающие горы, этим и воспользовались кашинские мастера – за излучиной Кашинки храмы были поставлены по этим горам. "Горнее ожерелье" храмов могло бы замкнуться на соборе Воскресения, но кашинцы искусственно охватили его кругом, оставив в середине "ожерелья". Храмы тоже стояли парами, при некоторых были монастыри. С посада изнутри "чаши" они смотрелись по кругу на фоне неба. В центре круга вздымался Воскресенский собор. И снова символика формы – круг (вечность), и число – 24 по количеству престолов вокруг Горнего Престола в Небесном граде Иерусалим, описанном в Откровении Иоанна Богослова. При этом на въезде в Кашин по Московской дороге стоял храм "Входа Господня в Иерусалим", а с противоположной стороны, на подходе к Кашину со стороны Бежецка, храм апостола Иоанна Богослова.

В XV-XVI вв. в Кашине было 13 монастырей, на окраинах города находилось 3 крупных монастыря: Николаево-Клобуков, Дмитровский и Сретенский. Они были расположены как бы в углах огромного треугольника. Местоположение монастырей не было случайным. Сретенский стоял на высоком берегу Кашинки у Московской дороги в месте, где путнику впервые открывалась панорама всего города. Такие точки дорог назывались "поклонными горами". Путник, увидев город, останавливался и кланялся ему. На такой же "поклонной горе" с Углицкой дороги стоял Клобуков монастырь. А Дмитровский был расположен на холме между подходившими к городу Бежецкой и Белозерской дорогами. От каждого монастыря возникала схожая в общих чертах панорама древнего Кашина.

Во внешний монастырский треугольник был вписан внутренний, охватывавший лишь крепость – Острог. Вписан он был своими углами как бы в стороны "внешнего". Во внешних панорамах города монастыри внутреннего треугольника как бы усиливали монастырские фланги. Посреди внутреннего монастырского треугольника находился еще один – крепостной, который дублировал его в меньшем масштабе. Монастыри внутреннего треугольника находились против углов крепости – ее воротных башен. Символичный смысл кашинских композиционных треугольников становится ясен при анализе процесса "окаменения" монастырских соборов в XVII в. В каждом из трех крупных окраинных монастырей кроме храма, давшего посвящение монастырю, строится Троицкий собор. Три этих собора в трех монастырях служили их символичному объединению. Это – свидетельство градостроительного мышления кашинских мастеров, ведь треугольник – символ Святой Троицы.

Удивительны церкви Кашина: высокие, стройные, как бы рвущиеся ввысь. Такие храмы имеют два Престола: в первом и во втором этажах. Раньше на месте каменных церквей стояли деревянные: зимняя теплая и летняя холодная, имеющие посвящения разным праздникам. Благочестивые кашинцы, перестраивая город в камне, не хотели лишаться любимых храмов и чествуемых святых, поэтому большинство церквей и были устроены двухэтажными.

Любовь к церкви и благочестие горожан были необыкновенными. В 1860 году синодальной комиссией по улучшению быта священников было принято решение, что на небольшой город Кашин достаточно 8-ми храмов, тогда как их было более 20-ти. Тогда кашинцы объявили сбор пожертвований на содержание причтов, и ни один храм не был закрыт. За 25 лет на эти цели было собрано более 450 000 рублей – по тем временам огромная сумма.

К началу XX в. уникальная градостроительная структура Кашина была значительно изменена. Причины этому были разные: это и разрушения Смутного времени, сильнейший пожар в конце XVIII и связанное с ним новое строительство города по абстрактным направлениям север-юг, восток-запад. Но еще радовало глаз обилие церквей древнего русского города.

вверх страницы

Колотильщиков

Неповторимое обаяние Кашина, его необыкновенную красоту, события торжества 1909 года, а также обычную повседневную жизнь провинциального города с высоким искусством отразил в своих фотографиях В.А. Колотильщиков.

В начале XX века практически ни одно событие в Кашине не проходило без присутствия на нем этого фотографа.

Василий Арсеньевич Колотильщиков (1868-1958 гг.), невысокий бойкий человек с огромным фотоаппаратом на шее мгновенно находил выгодную точку съемки, и на секунду-другую прильнув к матовому стеклу, нажимал на спуск. Можно было с уверенностью считать, что миг этот не прошел бесследно – еще одно событие оказывалось запечатленным на стеклянной пластинке. Василий Арсеньевич был фотограф, как говорится, милостью Божьей, художник каждой клеткой своей души.

Давно его нет в живых, однако и сегодня его фотоснимки хранятся в семейных альбомах, экспонируются на фотовыставках. Василий Арсеньевич оставил после себя большое, и что самое важное, весьма значительное по художественному уровню творческое наследие. Прежде всего обращаешь внимание на высокую культуру исполнения его фотографий: они радуют глаз изяществом фоторисунка, пластикой светотональных переходов, вкусом, законченностью композиции. И дело, конечно, не только в том, что Василий Арсеньевич пытался с юных лет овладеть таинством фотографии. Он любил Кашин, был увлечен сложным жизненным процессом. На его фотографиях отображена многогранная жизнь города. Вот центральная городская площадь. Булыжная мостовая, огражденная от тротуаров каменными столбиками. Теснятся церкви и купеческие дома. В первых этажах лавки и трактиры. Открытие в Кашине железнодорожного вокзала. Торжество на соборной площади в день освящения мощей Благоверной Анны в 1909 году. Скупщики льна из иностранной фирмы. Чопорные члены городской думы, общественные деятели. Снимки Василия Арсеньевича отличаются широтой тематики. Он одним из первых среди своих коллег начал целенаправленную съемку видов города, памятников архитектуры. Он находил красоту там, где никому в голову не приходило её искать. Василий Арсеньевич принимал участие в различных представительных выставках, его фотографии с видами Кашина охотно печатали на почтовых открытках.

вверх страницы

XX век нанес удар, в первую очередь, по духовному облику Кашина. Сегодняшний Кашин – провинциальный город. Он не попал в зону военных действий во время Второй мировой войны, но, тем не менее, центр его претерпел значительные изменения. Отстроены целые кварталы новых пятиэтажек, среди которых старые дома несколько теряются. Причиной этого было решение снести ряд монастырей и церквей ради жилого и промышленного строительства. Близко к центру города подступил завод, цеха которого вряд ли можно назвать произведениями искусства. Улицы Кашина, как и в большинстве других городов России, были переименованы (в коммунистическое время), однако "Улица Красных Идей" и "Улица Обновленный Труд" - могут считаться шедеврами жанра. Старые городские укрепления практически не видны: деревянные стены и башни давно сгорели. В некоторых местах можно распознать остатки земляного вала. Вокруг Кашина ранее шумели леса, а сегодня по окрестным холмам тянутся сельхозугодья.

Сейчас в городе совсем немного храмов, по сравнению с минувшими столетиями, и единственный действующий женский монастырь – Николаевский Клобуков. В советское время в монастыре была скотобойня, животных забивали так, чтобы кровь стекала в бывший алтарь. Эта обитель во время постройки, очевидно, находилась за городом, но теперь глубоко вросла в городскую черту. В монастыре сохранилось несколько бытовых построек, Покровская, Алексеевская и Троицкая церкви. Сейчас Троицкая церковь восстанавливается.

Архитектурными достопримечательностями города однозначно можно назвать еще несколько храмов. Наибольший интерес представляют, пожалуй, Входоиерусалимская церковь (ныне – краеведческий музей), Крестознаменская и Ильинская церкви. Стоит обратить внимание также и на здание окружного суда (постройка – конец XVIII века), и на место у торговых рядов, откуда открывается замечательный вид на окрестности, и на старинные купеческие дома.

Главной же "доминантой" города и сегодня остается Воскресенский собор. Он до сих пор привлекает к себе взоры горожан, а его 76-метровая колокольня видна с разных точек города. Когда-то именно в этом соборе находились мощи святой Анны. Место обретения мощейУспенский собор – был разрушен. Сейчас мощи святой Анны Кашинской покоятся в Вознесенском кафедральном соборе, стоящем на противоположном берегу реки Кашинки.

Как доехать до Кашина.

Из Санкт-Петербурга с Московского вокзала прицепным вагоном на Углич (11,5 часов в пути ночью). Можно также московскими поездами добраться до Твери (более 10 отправлений в день, примерно 5-7 часов в пути) и далее... (см. ниже)

Из Твери автобусом следующим в Кашин (3 рейса в день), Калязин (2 рейса в день) или Кесову Гору (1 рейс в день). Ехать на автобусе около 3,5 часов. При следовании в Кашин со стороны Петербурга, путь через Тверь может оказаться несколько быстрее, но заметно дороже и неудобнее.

Из Москвы с Белорусского вокзала поездом на Рыбинск (5 часов в пути, прибывает глубокой ночью); либо на электричке до Савелово с одноименного вокзала и далее на пригородном поезде (1 раз в день) – в сумме дорога займет около 5,5 часов.

В городе есть гостиница.

вверх страницы

uzeniki

enter



Православный календарь

 

 

 

 

 
Яндекс цитирования