ПОДВОРЬЕ

Открытие памятной доски А.П. Аплаксину

Открытие памятной доски А.П. Аплаксину
С радостью сообщаем вам о том, что 12 апреля 2019 года в 14 часов состоится торжественное открытие памятной доски архитектору А.П. Аплаксину на доме по адресу Санкт-Петербург, Гатчинская улица, 11, где он жил и работал. Приходите разделить с нами радость этого события!

Кашин: о городе.

История и градостроительная композиция   |   Фотограф В.А. Колотильщиков   |   Кашин современный 

вверх страницы

Кашин

Кашин – торговый город, расположенный в 10-ти км от Волги на левом ее берегу к северо-востоку от Твери. Первые упоминания о нем восходят к XIII веку. Он всегда считался небольшим, и даже маленьким городком, и говорить о его величии, казалось бы, нет оснований. Но величие не в величине. По историческим материалам город предстает совсем в других измерениях: не в материальных, а духовных.

Расцвет древнего Кашина пришелся на конец XVI в., тогда в нем существовало около 70-ти храмов. Но интерес не только в количественных характеристиках. Обнаруживается высочайший духовный взлет градостроительного творчества кашинских мастеров-зодчих. Они создали настоящую жемчужину русского градостроительного искусства. Мастера-градостроители Кашина одухотворили композицию города, введя в нее дополнительную символическую суть.

Главный собор Кашина посвящен Воскресению Христа. Поэтому кашинские мастера разработали символику Спасителя при развертывании композиции города. Но самым интересным здесь было то, что символика Христа уже как бы содержалась в кашинском ландшафте, требовалось только явственнее проявить ее. Еще первые кашинские поселенцы нашли для строительства города уникальное место: крутую петлю реки Кашинки с высокой горой на ее узком перешейке. Гора была увенчана треугольной крепостью, а посад уютно разместился позади крепости внутри петли реки. В начертании петли реки "просматривались" две перекрещивающиеся природные оси: ось перешейка (продольная), относительно которой петля почти симметрична, и ось поперечная – петля вытянута в ее направлении. Оси сразу были проявлены постановкой по ним храмов города. В конце XVI в. кашинские зодчие построили много новых храмов по осям, продлив их концы наружу петли реки до самых слободских окраин. Храмы размещались парами: летний холодный рядом с зимним теплым. Набранный таким образом в плане города огромный градостроительный крест пересекал весь Кашин из конца в конец. Символика формы (крест) была обогащена цифровой символикой: на продольной оси – 17 храмов, на поперечной – 16, всего – 33 по числу лет жизни Иисуса Христа (например, в знаменитом Преображенском храме Кижского погоста также 33 главки).

Площадка внутри реки Кашинки ниже окружающей местности на 15-25 м. Посад города оказался на дне природной чаши. Когда город разросся и слободы его "выплеснулись" во все стороны из этой чаши на окружающие горы, этим и воспользовались кашинские мастера – за излучиной Кашинки храмы были поставлены по этим горам. "Горнее ожерелье" храмов могло бы замкнуться на соборе Воскресения, но кашинцы искусственно охватили его кругом, оставив в середине "ожерелья". Храмы тоже стояли парами, при некоторых были монастыри. С посада изнутри "чаши" они смотрелись по кругу на фоне неба. В центре круга вздымался Воскресенский собор. И снова символика формы – круг (вечность), и число – 24 по количеству престолов вокруг Горнего Престола в Небесном граде Иерусалим, описанном в Откровении Иоанна Богослова. При этом на въезде в Кашин по Московской дороге стоял храм "Входа Господня в Иерусалим", а с противоположной стороны, на подходе к Кашину со стороны Бежецка, храм апостола Иоанна Богослова.

В XV-XVI вв. в Кашине было 13 монастырей, на окраинах города находилось 3 крупных монастыря: Николаево-Клобуков, Дмитровский и Сретенский. Они были расположены как бы в углах огромного треугольника. Местоположение монастырей не было случайным. Сретенский стоял на высоком берегу Кашинки у Московской дороги в месте, где путнику впервые открывалась панорама всего города. Такие точки дорог назывались "поклонными горами". Путник, увидев город, останавливался и кланялся ему. На такой же "поклонной горе" с Углицкой дороги стоял Клобуков монастырь. А Дмитровский был расположен на холме между подходившими к городу Бежецкой и Белозерской дорогами. От каждого монастыря возникала схожая в общих чертах панорама древнего Кашина.

Во внешний монастырский треугольник был вписан внутренний, охватывавший лишь крепость – Острог. Вписан он был своими углами как бы в стороны "внешнего". Во внешних панорамах города монастыри внутреннего треугольника как бы усиливали монастырские фланги. Посреди внутреннего монастырского треугольника находился еще один – крепостной, который дублировал его в меньшем масштабе. Монастыри внутреннего треугольника находились против углов крепости – ее воротных башен. Символичный смысл кашинских композиционных треугольников становится ясен при анализе процесса "окаменения" монастырских соборов в XVII в. В каждом из трех крупных окраинных монастырей кроме храма, давшего посвящение монастырю, строится Троицкий собор. Три этих собора в трех монастырях служили их символичному объединению. Это – свидетельство градостроительного мышления кашинских мастеров, ведь треугольник – символ Святой Троицы.

Удивительны церкви Кашина: высокие, стройные, как бы рвущиеся ввысь. Такие храмы имеют два Престола: в первом и во втором этажах. Раньше на месте каменных церквей стояли деревянные: зимняя теплая и летняя холодная, имеющие посвящения разным праздникам. Благочестивые кашинцы, перестраивая город в камне, не хотели лишаться любимых храмов и чествуемых святых, поэтому большинство церквей и были устроены двухэтажными.

Любовь к церкви и благочестие горожан были необыкновенными. В 1860 году синодальной комиссией по улучшению быта священников было принято решение, что на небольшой город Кашин достаточно 8-ми храмов, тогда как их было более 20-ти. Тогда кашинцы объявили сбор пожертвований на содержание причтов, и ни один храм не был закрыт. За 25 лет на эти цели было собрано более 450 000 рублей – по тем временам огромная сумма.

К началу XX в. уникальная градостроительная структура Кашина была значительно изменена. Причины этому были разные: это и разрушения Смутного времени, сильнейший пожар в конце XVIII и связанное с ним новое строительство города по абстрактным направлениям север-юг, восток-запад. Но еще радовало глаз обилие церквей древнего русского города.

вверх страницы

Колотильщиков

Неповторимое обаяние Кашина, его необыкновенную красоту, события торжества 1909 года, а также обычную повседневную жизнь провинциального города с высоким искусством отразил в своих фотографиях В.А. Колотильщиков.

В начале XX века практически ни одно событие в Кашине не проходило без присутствия на нем этого фотографа.

Василий Арсеньевич Колотильщиков (1868-1958 гг.), невысокий бойкий человек с огромным фотоаппаратом на шее мгновенно находил выгодную точку съемки, и на секунду-другую прильнув к матовому стеклу, нажимал на спуск. Можно было с уверенностью считать, что миг этот не прошел бесследно – еще одно событие оказывалось запечатленным на стеклянной пластинке. Василий Арсеньевич был фотограф, как говорится, милостью Божьей, художник каждой клеткой своей души.

Давно его нет в живых, однако и сегодня его фотоснимки хранятся в семейных альбомах, экспонируются на фотовыставках. Василий Арсеньевич оставил после себя большое, и что самое важное, весьма значительное по художественному уровню творческое наследие. Прежде всего обращаешь внимание на высокую культуру исполнения его фотографий: они радуют глаз изяществом фоторисунка, пластикой светотональных переходов, вкусом, законченностью композиции. И дело, конечно, не только в том, что Василий Арсеньевич пытался с юных лет овладеть таинством фотографии. Он любил Кашин, был увлечен сложным жизненным процессом. На его фотографиях отображена многогранная жизнь города. Вот центральная городская площадь. Булыжная мостовая, огражденная от тротуаров каменными столбиками. Теснятся церкви и купеческие дома. В первых этажах лавки и трактиры. Открытие в Кашине железнодорожного вокзала. Торжество на соборной площади в день освящения мощей Благоверной Анны в 1909 году. Скупщики льна из иностранной фирмы. Чопорные члены городской думы, общественные деятели. Снимки Василия Арсеньевича отличаются широтой тематики. Он одним из первых среди своих коллег начал целенаправленную съемку видов города, памятников архитектуры. Он находил красоту там, где никому в голову не приходило её искать. Василий Арсеньевич принимал участие в различных представительных выставках, его фотографии с видами Кашина охотно печатали на почтовых открытках.

вверх страницы

XX век нанес удар, в первую очередь, по духовному облику Кашина. Сегодняшний Кашин – провинциальный город. Он не попал в зону военных действий во время Второй мировой войны, но, тем не менее, центр его претерпел значительные изменения. Отстроены целые кварталы новых пятиэтажек, среди которых старые дома несколько теряются. Причиной этого было решение снести ряд монастырей и церквей ради жилого и промышленного строительства. Близко к центру города подступил завод, цеха которого вряд ли можно назвать произведениями искусства. Улицы Кашина, как и в большинстве других городов России, были переименованы (в коммунистическое время), однако "Улица Красных Идей" и "Улица Обновленный Труд" - могут считаться шедеврами жанра. Старые городские укрепления практически не видны: деревянные стены и башни давно сгорели. В некоторых местах можно распознать остатки земляного вала. Вокруг Кашина ранее шумели леса, а сегодня по окрестным холмам тянутся сельхозугодья.

Сейчас в городе совсем немного храмов, по сравнению с минувшими столетиями, и единственный действующий женский монастырь – Николаевский Клобуков. В советское время в монастыре была скотобойня, животных забивали так, чтобы кровь стекала в бывший алтарь. Эта обитель во время постройки, очевидно, находилась за городом, но теперь глубоко вросла в городскую черту. В монастыре сохранилось несколько бытовых построек, Покровская, Алексеевская и Троицкая церкви. Сейчас Троицкая церковь восстанавливается.

Архитектурными достопримечательностями города однозначно можно назвать еще несколько храмов. Наибольший интерес представляют, пожалуй, Входоиерусалимская церковь (ныне – краеведческий музей), Крестознаменская и Ильинская церкви. Стоит обратить внимание также и на здание окружного суда (постройка – конец XVIII века), и на место у торговых рядов, откуда открывается замечательный вид на окрестности, и на старинные купеческие дома.

Главной же "доминантой" города и сегодня остается Воскресенский собор. Он до сих пор привлекает к себе взоры горожан, а его 76-метровая колокольня видна с разных точек города. Когда-то именно в этом соборе находились мощи святой Анны. Место обретения мощейУспенский собор – был разрушен. Сейчас мощи святой Анны Кашинской покоятся в Вознесенском кафедральном соборе, стоящем на противоположном берегу реки Кашинки.

Как доехать до Кашина.

Из Санкт-Петербурга с Московского вокзала прицепным вагоном на Углич (11,5 часов в пути ночью). Можно также московскими поездами добраться до Твери (более 10 отправлений в день, примерно 5-7 часов в пути) и далее... (см. ниже)

Из Твери автобусом следующим в Кашин (3 рейса в день), Калязин (2 рейса в день) или Кесову Гору (1 рейс в день). Ехать на автобусе около 3,5 часов. При следовании в Кашин со стороны Петербурга, путь через Тверь может оказаться несколько быстрее, но заметно дороже и неудобнее.

Из Москвы с Белорусского вокзала поездом на Рыбинск (5 часов в пути, прибывает глубокой ночью); либо на электричке до Савелово с одноименного вокзала и далее на пригородном поезде (1 раз в день) – в сумме дорога займет около 5,5 часов.

В городе есть гостиница.

вверх страницы

Контакты и реквизиты.

Монастырь:

Наименование -  Религиозная организация Введено-Оятский женский монастырь Тихвинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Краткого названия Уставом не предусмотрено!
Адрес: 187725, Ленинградская область, Лодейнопольский район, ст. Оять,
п/о Рассвет.
Тел/факс:  8(81364) 35-115
Банковские реквизиты:
ИНН  4709005334
КПП  471101001
Т/сч  40703810555430108769
Банк получателя: «Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России»»
г.Санкт-Петербург
К/сч  30101810500000000653
БИК  044030653
В назначении платежа указывать «Пожертвование на уставные цели».
Либо указывать на какие требы посылаются пожертвования.
Руководитель: игумения Иоанна (Егорова)
Бухгалтер: инокиня Вероника (Гуртякина Вера Васильевна)
КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ:
- по вопросам трудничества в монастыре: +7 (921) 370-65-00 - матушка Ксения
- по вопросам экскурсий для организованных групп: +7 (952) 275-39-01 - матушка Михаила.

Квитанция сбербанка для добровольных пожертвований

Как добраться до монастыря:

Электропоездом: от Ладожского или Московского вокзала Санкт-Петербурга в лодейнопольском направлении до станции "Оять". Тел. справочной службы Московского вокзала  - (812) 768-79-00, Ладожского вокзала - (812) 768-73-59. С расписанием электропоездов можно ознакомиться здесь.

Автобусом: от автовокзала Санкт-Петербурга или от автовокзала "Северный" до остановки "Доможирово".
Телефон справочной службы на Санкт-Петербургском Автобусном вокзале - (812) 766-57-77, на "Северном" - (812) 635-81-58.

Личным транспортом: на 185-м км Мурманского шоссе у АЗС "Лукойл" поворот направо и примерно 5 км до монастыря.

Как проехать к Введено-Оятскому монастырю

Посмотреть на Яndex-картах

Подворье:

Полное наименование: Религиозная организация Подворье Введено-Оятского женского монастыря Тихвинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Адрес: 194044  г.Санкт-Петербург,  Большой Сампсониевский пр-кт, д.53, Лит. А
Тел./факс:  (812) 542-54-74
Банковские реквизиты:
ИНН:  7802069666
КПП:  780201001
Текущий счет: 40703810180050000002
Банк: Филиал ОПЕРУ ОАО Банк ВТБ в Санкт-Петербурге  г.Санкт-Петербург
К/сч:  30101810200000000704
БИК:  044030704

В назначении платежа указывать «Пожертвование на уставные цели»
Либо указывать на какие требы посылаются пожертвования.
Настоятельница Подворья: игумения Иоанна (Егорова).
По текущим вопросам можно обращаться к старшей сестре монахине Вассе.
Бухгалтер: инокиня Вероника (Гуртякина Вера Васильевна)
КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ:
- по вопросам трудничества в монастыре: +7 (921) 370-65-00 - матушка Ксения
- по вопросам экскурсий для организованных групп: +7 (952) 275-39-01 - матушка Михаила.

Проезд к подворью Введено-Оятского монастыря

e-mail:  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

группа в социальной сети "в контакте"

О насущном: нужды подворья.

Монастырь всегда нуждается в любой материальной помощи, как то:

- продуктах питания,

В обители продолжаются восстановительные работы. На сегодняшний день выполнено всего около 40 процентов необходимого. Постоянно нужны финансовые средства и строительные материалы.

Для перевода денежных средств на нашем сайте размещены банковские реквизиты. Также в храмах монастыря и подворья находятся кружки для пожертвований.

Желающим помочь строительными материалами или желающим потрудиться на благо обители следует предварительно позвонить в монастырь по телефону +7(921) 370-65-00.

Контактная информация.

Введено-Оятский монастырь благодарит всех жертвователей и тружеников, кто внёс свою лепту в устройство иконостаса для подворья обители – храма святой благоверной княгини Анны Кашинской и помог проекту воплотиться в то великолепие, которое мы теперь видим воочию.
Церковь на каждом Богослужении молится о благотворителях и благоукрасителях храма.
Слава Тебе, Богу, Благодетелю нашему, во веки веков!

Расписание Богослужений в храме св. Анны Кашинской.

Богослужения в храме преп. Анны Кашинской совершаются ежедневно.

В будние дни:

Понедельник: Литургия в 9:00
Вторник:
Литургия в 9:00
Среда:
Литургия в 9:00
Четверг:
Литургия в 9:00; молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу в 18:00.
Пятница:
Литургия в 7:30, молебен с акафистом Тихвинской иконе Божией Матери в 18:00.
Суббота:
Литургия в 10:00; Всенощное Бдение в 18:00.
Воскресенье:
Литургия в 10:00; Вечерня с акафистом преп. Анне Кашинской  в 18:00.

В двунадесятые и великие праздники:

накануне праздника – Всенощное Бдение в 18:00;
в день праздника – Литургия в 10:00.

В храме совершаются таинства крещения, венчания, соборования; молебны и панихиды.


О возможных изменениях в расписании можно узнать по телефону (812) 542-54-74.

Восстановление почитания святой Анны Кашинской.

Торжества в Кашине

100 лет назад 12/25 июня 1909 года в Кашине прошли торжества восстановления церковного почитания св. Анны Кашинской. Этого события более 250-ти лет ожидала Тверская земля, а особенно жители Кашина. Причисленная к лику святых в 1650 г. благоверная княгиня преподобная Анна Кашинская через 27 лет решением Московского Собора была лишена церковного почитания. Этот чуть ли не единственный случай в истории Русской Церкви был вызван острейшей борьбой того времени со старообрядческим расколом. Дело в том, что при освидетельствовании мощей святой было обнаружено, что правая рука ее сложена для крестного знамения двуперстно. В акте освидетельствования особо указывалось, что при попытке разогнуть сложенные для крестного знамения персты святой Анны Кашинской, они снова складывались обратно. Это и послужило основной причиной приостановления ее почитания. Святая Анна и после смерти разделяла со своим народом его беды: трагедию  разделения.

Но кашинцы, несмотря на запрещение, не перестали почитать Небесную Заступницу города: усердно ей молились, украшали гробницу, записывали случаи помощи и исцелений, происходивших у мощей, множество раз подавали прошения о возобновлении почитания. И это единодушное усердие дало свои плоды: на 12/25 июня 1909 г. были назначены торжества восстановления общецерковного чествования св. Анны Кашинской.

Торжества были грандиозны: 120 тысяч паломников прибыло в небольшой Кашин. Многие из них пришли в составе пяти крестных ходов, двигавшихся со всех сторон Тверской губернии. Из воспоминаний бабушки нашей современницы Александры (в передаче её мамы) – то, как паломники шли через Бежецк: "Очень много народу было на открытии мощей. С бабушкой ходила учительница церковно-приходской школы – её отец был священником в Кашине. Ночевали они во дворе у священника. Было жарко. Их угощали огромной смородой. Бабушка говорила, что она такой не видывала, хотя сама была крестьянкой. Она с прославления принесла иконочку благоверной Анны. Когда умирала в 1919 году от тифа, то этой иконой благословила мою маму (маме было 10 лет). К сожалению, икона та сгорела в пожаре. Сгорела вся деревня в то лето, когда часовню св. Иоанна Предтечи у источника святого разобрали и перевезли на туалет к клубу. Моя мама родилась в 1908 году и умерла, когда ей было 95 лет. И всю жизнь она особо почитала св. Анну. Хоронили маму в день открытия мощей св. Анны." В числе паломников были и члены царской фамилии и двора. Не желая привлекать к себе всеобщее внимание, как простая монахиня, молилась у мощей великая княгиня Елизавета Федоровна – благоверная княгиня XX в.,  во многом повторившая путь св. Анны Кашинской. Поэтому не сохранилось ни одной фотографии Елизаветы Федоровны на торжествах. Празднование прошло в изумительном для такого количества народа порядке и при всеобщем одушевлении – торжествовала правда историческая и духовная. Торжества длились два дня и все уходили утешенными, каждый уносил с собой небольшую икону св. Анны Кашинской, освященную на ее мощах. И сегодня эти иконы можно встретить по всей стране, а имя Анны Кашинской до сих пор особенно любимо верующим народом.

Торжества не были событием только Тверского края. Уже в апреле 1909 года в области терского казачества в г. Грозном была открыта женская монашеская община в честь св. Анны Кашинской, а в Петербурге на Выборгской стороне 31 декабря 1909 года был освящен первый в России храм в ее честь. Потом и в Москве в Донском монастыре в 1914 году построена кладбищенская церковь в честь Анны Кашинской и Серафима Саровского. Оба эти храма сейчас действующие.

Святые Анна Кашинская и Михаил Тверской.

Анна Кашинская и Михаил Тверской

Святая благоверная княгиня Анна была дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича. Михаил Ярославич Тверской – сыном великого князя Ярослава Ярославича. С 14-ти лет стал самостоятельно княжить в Твери. В 1294 г. Анна была просватана за Михаила Ярославича. Быть супругой удельного князя в ту пору означало быть обреченной на долгие ожидания мужа из враждебной Орды, годами страдать в неведении, трепетать за судьбу семьи и княжества при татарских разорениях и междоусобных распрях. Всего этого на долю Анны выпало сполна.

У супругов родилось пятеро детей, но дочь Феодора умерла в младенчестве. Четверо же сыновей: Дмитрий, Александр, Константин и Василий росли и воспитывались родителями, в подражании лучшим примерам своего рода (в родах и Михаила, и Анны были князья, отдавшие жизнь за веру и родную землю, причисленные к лику святых: это святые благоверные князья Михаил Черниговский, Василько Ростовский, Александр Невский).

По лествичному праву наследования в 1305 году Михаил стал великим князем. Получив Владимирский стол, он пытался объединять разрозненные русские земли воедино. При нем сбор дани для татар перешел в ведение великого князя и ненавистные людям баскаки больше не ездили по русским городам. Воспитанный своей матерью великой княгиней Ксенией в вере и благочестии, Михаил старался и в княжении своем следовать христианским принципам, что в ту жестокую эпоху междоусобиц, татаро-монгольского разорения и грубых нравов было нелегко. Но князя отличала особая тверская стать, которая проявлялась и внешне: по словам летописца, Михаил был "высок ростом, силен и отважен".

Князь Юрий Данилович Московский, "перекупив" в Орде право на великое княжение, в 1317 г. пришел с отрядом татар на Тверскую землю и стал разорять ее. Михаил выступил против них и наголову разбил объединенные войска в битве под Бортеневым. В плен были захвачены татарский князь Кавгадый и его отряд, сестра хана Узбека – жена Юрия Даниловича Кончака. Юрию же удалось бежать. Тогда Юрий оклеветал Михаила перед ханом, и тот был вызван на суд. Михаил, несмотря на уговоры детей и бояр, поехал. "Видите, что царь моей головы хочет. Если я уклонюсь, то отчина моя вся в полону будет. Придется же когда-нибудь умирать, не лучше ли мне ныне положить душу за многие души…". Анна провожала мужа до Нерли. Внутренне разрываясь сердцем, она укрепляла Михаила быть мужественным и не посрамить достоинство князя и человека, не отступить от христианской веры. В Орде, после неправедного суда, Михаил Ярославич был зверски убит. Тело его повезли в Москву бояре Юрия Даниловича. В городе Маджары, не уступая просьбам знавших князя купцов, поставить его тело на ночь в храме, его бросили в хлеву. Ночью над этим местом воссиял яркий столп света. Это было первое чудо от мощей убиенного князя. В память о знамении построенный рядом город был назван Святой Крест (ныне г. Буденновск Ставропольского края).

Только через год Анна и тверитяне узнали о случившемся, и о том, что тело князя Михаила находится в Москве. Выкупив у Юрия Даниловича дорогие всем останки князя, их привезли в Тверь. К общему удивлению, тело не предалось тлению. Михаила Ярославича погребли в им построенном Преображенском соборе. По свидетельствам летописца, от всеобщего плача нельзя было совершать службы. Почитание князя в Твери началось сразу же, а в 1549 г. он был прославлен на Московском соборе как общероссийский святой.

Анна осталась вдовой. Часто вдовы князей вскоре после смерти супруга постригались в монахини. Но положение тверской княжеской семьи было столь трудным, что Анна не могла ее оставить. И ей пришлось пережить гибель в Орде от рук татар сыновей Дмитрия и Александра, внука Феодора. Сын Константин умер от болезни в 1339 г. И тогда, испив до конца тяжелейшую чашу скорбей, Анна уходит в монастырь. Сначала она подвизалась в Твери, а потом по уговорам своего, теперь единственного, младшего сына Василия переходит в его удел – Кашин, в Успенский монастырь. Скончалась Анна в 1368 г. в Кашине и была погребена в Успенском соборе.

Почитаемая при жизни за духовную мудрость и щедрые благодеяния, после упадка Кашинского княжества княгиня Анна была забыта, но в Смутное время при опасности разорения города явила себя его защитницей и покровительницей.

В 1611 г. при нападении польско-литовских интервентов на Кашин, она явилась во сне тяжело больному пономарю Герасиму, сказав: "гроб мой народом ни во что вменяется, считаете его обыкновенным, и меня презираете… Люди шапки свои пометают на гроб мой, садятся на него. И доколе будете вы попирать меня ногами? Разве вы не знаете, что я молю Всемилостивого Бога и Богородицу, и сохраняю вас от многих зол и напастей?" После этого сна Герасим был исцелен, и люди стали молиться у забытой ими гробницы. Начались случаи исцелений. Об этом стало известно при дворе.

Прославление святой происходило при одобрении и непосредственном участии царя Алексея Михайловича. Сам царь с царицей, сестрами и всем двором приехал на торжества прославления 12 июня 1650 г., привез составленную по его указу знаменитым Епифанием Словинецким службу святой Анне и собственными руками вместе с царедворцами перенес нетленные мощи святой из ветхого Успенского собора в каменный Воскресенский. Несли гроб на особом "деревянном одре" (носилках) на своих плечах сам Царь и прибывшие с ним бояре. Множество народа, стекшегося по этому случаю, придавало большую торжественность величественной церемонии. Еще ни одна святая Русской Церкви не удостаивалась столь пышного торжества.

В повести о перенесении мощей святой Анны Кашинской рассказывается о случившемся тогда чуде. Когда гробница внесена была уже на паперть Воскресенского собора, несшие ее вдруг остановились, потому что не могли дальше двинуться ни на шаг. Тогда царь Алексей Михайлович обратился к Анне Кашинской с умиленной молитвой, в которой просил ее пребывать тут, пока на месте обретения ее мощей не будет воздвигнут каменный храм в ее имя. После этого гроб с мощами без затруднения внесли в Воскресенский собор и с молебным пением поставили на правой стороне вблизи алтаря.

На средства Алексея Михайловича в 1666 году был построен каменный Успенский собор с приделом во имя святой Анны Кашинской. По его повелению была изготовлена серебряная позолоченная рака для ее мощей. Руками его сестер-царевен были вышиты покровы на раку мощей святой Анны Кашинской. В Успенском соборе до начала XX в. хранился запрестольный крест – дар царя.

Архитектор Андрей Петрович Аплаксин.

А.П. Аплаксин

Одним из видных представителей столичной школы "неорусского стиля" был петербургский епархиальный архитектор Андрей Петрович Аплаксин (1879-1931 г.г.). Выпускник Санкт-Петербурского института гражданских инженеров в 1906 г. А.П. Аплаксин занял должность архитектора Санкт-Петербургской епархии, сменив на этом посту своего заслуженного предшественника – мастера "русского стиля" Н.Н. Никонова.

Объем сделанного им только за одно десятилетие поражает своим масштабом и многообразием. Список его проектов насчитывает более пятидесяти работ, причем осуществлено из них было свыше двадцати (все в пределах Санкт-Петербургской епархии, от ближайших окрестностей столицы до отдаленных уголков губернии). Среди них – церкви, монастырские подворья, часовни, дома церковных причтов. Дальнейшая судьба их в большинстве своем трагична – в советское время многие из них были разрушены или значительно перестроены; нетронутыми остались единицы. Вместе с тем необходимо учесть, что помимо полноценных творческих работ в практике А.П. Аплаксина существовали и более мелкие – по текущему ремонту и перестройке церковных зданий.

Кроме того, в 1900-1910 г.г. архитектор осуществил реставрацию двух старейших храмов Петербурга: Сампсониевского и Казанского соборов. В 1913 г. по его проекту рядом со сгоревшим Троице-Петровским собором XVIII в. был возведен временный храм-копия, ранее, в 1910 г., осуществлена перестройка Никольского собора Никольского Староладожского монастыря – памятника XV столетия. С 1911 г. А.П. Аплаксин совмещал свою основную должность со службой архитектора Казанского собора и необычайно интенсивной научной и общественной деятельностью.

Однако, главное для каждого архитектора – это его постройки. И в этой области А.П. Аплаксин предстает как мастер, бесспорно обладающий индивидуальным, легко узнаваемым почерком. В каждой постройке А.П. Аплаксин всегда неуклонно стремился к стилистической цельности, к согласованности ее архитектурного решения и художественного убранства. Только таким образом, считал он, архитектор способен исполнить свою миссию, главная цель которой – преображение человека посредством красоты. "Русский церковный зодчий должен помнить, – говорил он, – что будущее сметет, как пыльную ветошь, плоские фасады жилых домов, а каждая церковь, охраняемая уважением к святыне, как бы она слаба в архитектурном отношении ни была, просуществует сотни лет, и история искусств не внесет на свои скрижали имена жертвователей, строителей и благоукрасителей, а имя зодчего упомнит и пошлет ему вдогонку в вечность клеймо бездарности", а потому "лучше отказаться от постройки церкви, чем уступать вкусам современной толпы". Творчески прорабатывая весь проект, от общего замысла до мелких деталей, архитектор в то же время постоянно заботился об оптимальном решении функциональных задач, немаловажном, например, в таких сложных многофункциональных комплексах, как монастырские подворья.

К сожалению, воплощению многих его замыслов помешали события Первой мировой войны и октября 1917 г. В 1914 г. А.П. Аплаксин был призван в армию, но сохранил при этом за собой должность петроградского епархиального архитектора. Переворот 1917 г. положил окончательное завершение его деятельности как церковного зодчего.

Умер архитектор в 1931 г. и был похоронен на Смоленском православном кладбище Петербурга – города, в котором жил и работал всю свою жизнь.

Несмотря на то, что большая часть построек А.П. Аплаксина была разрушена или перестроена, память о нем все же не была утрачена: она сохранялась в историко-архитектурной науке. Жива она и сейчас: его имя все чаще возникает на страницах публикаций по истории русской архитектуры, истории Петербурга и петербургского церковного строительства.

Постепенно обретают первоначальный облик чудом сохранившиеся храмы – церковь святой благоверной княгини Анны Кашинской на Введено-Оятском (бывшем Кашинском) подворье; ставшее ныне приходской церковью подворье Творожковского монастыря; Петропавловская церковь в Дибунах. И в этом видится залог того, что творческое наследие последнего архитектора Санкт-Петербургской епархии в недалеком будущем получит достойную оценку и займет подобающее место в истории отечественного зодчества.
 

по материалам статьи,опубликованной в газете "Свете тихий"
(2003. № 14; 2004. № 1 /16/),
автор – А.Е. Белоножкин,кандидат искусствоведения

Более подробно с жизнью и работами А.П. Аплаксина Вы можете ознакомиться на сайте aplaksin.ru

Подворье монастыря: храм святой Анны Кашинской.

Храм св. Анны Кашинской в Петербурге

Храм святой Анны Кашинской в Санкт-Петербурге был первым построен и освящен в честь этой святой. И сегодня он остается единственным храмом в России, целиком посвященным Анне Кашинской. История храма тесно связана с городом Кашин Тверской области.


В 1894 г. на Выборгской стороне в Петербурге на участке, пожертвованном потомственным почетным гражданином Ф.П. Кручининым, было открыто подворье Кашинского Сретенского монастыря. Сначала планировалось построить часовню, которая и была освящена 3 апреля 1894 г. в честь святителя Николая Чудотворца в память спасения Цесаревича Николая Александровича при покушении на него в японском городе Отсу. На освящение собралась "такая масса народа, что движение по проспекту не только конное, но и пешее было прекращено".

В середине участка в 1901 г. был построен трехэтажный каменный флигель по проекту С. Андреева. В глубине двора соорудили различные каменные службы. Но сестер подворья постоянно заботила мысль о строительстве храма.

Проект его был заказан молодому епархиальному архитектору Андрею Петровичу Аплаксину (1879-1931). Освятить храм предполагалось во имя Спаса Нерукотворного Образа с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и святителя Алексия Московского. Перед архитектором стояла непростая задача вписать храм, рассчитанный на 1500 молящихся, в узкий вытянутый с запада на восток участок при уже существующей застройке. С этой задачей Аплаксин блестяще справился. Храм наряду с близлежащим Сампсониевским собором занял главенствующее положение в окружающей застройке. Это был первый проект мастера в нетрадиционном для Петербурга "неорусском" стиле.

Был создан комитет по постройке храма, на воззвании с просьбой о помощи в строительстве храма помещен был эскизный проект. На собранные комитетом средства в сентябре 1907 г. произошла торжественная закладка храма и началось строительство.

Строительство храма было полностью окончено в 1909 г., то есть именно тогда, когда Тверская земля с трепетом праздновала восстановление почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской, поэтому, конечно, и главный Престол было решено освятить в ее честь. Торжество освящения состоялось 18 (31) декабря 1909 г.

Революционные события 1917 г. приостановили деятельность епархиального архитектора, не остался нетронутым и храм Анны Кашинской. Как подворье монастыря он продержался до 1925 г., но и потом общину уже приходского храма составляли монахини. Но в 1932 г. все монахини были арестованы, 15 из них отправили в ссылку в Казахстан, 3 – в концлагеря. Тогда же церковь закрыли, а священника с семьей также репрессировали.

Только в 1994 г. полуразрушенный храм возвратили Церкви для устройства при нем подворья монастыря, но теперь уже Введено-Оятского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.

В настоящее время храм св. Анны Кашинской отреставрирован и украшен уникальной работы иконостасом.

uzeniki

enter



Православный календарь

 

 

 

 

 
Яндекс цитирования