Архитектор Аплаксин

Архитектор Андрей Петрович Аплаксин.

А.П. Аплаксин

Одним из видных представителей столичной школы "неорусского стиля" был петербургский епархиальный архитектор Андрей Петрович Аплаксин (1879-1931 г.г.). Выпускник Санкт-Петербурского института гражданских инженеров в 1906 г. А.П. Аплаксин занял должность архитектора Санкт-Петербургской епархии, сменив на этом посту своего заслуженного предшественника – мастера "русского стиля" Н.Н. Никонова.

Объем сделанного им только за одно десятилетие поражает своим масштабом и многообразием. Список его проектов насчитывает более пятидесяти работ, причем осуществлено из них было свыше двадцати (все в пределах Санкт-Петербургской епархии, от ближайших окрестностей столицы до отдаленных уголков губернии). Среди них – церкви, монастырские подворья, часовни, дома церковных причтов. Дальнейшая судьба их в большинстве своем трагична – в советское время многие из них были разрушены или значительно перестроены; нетронутыми остались единицы. Вместе с тем необходимо учесть, что помимо полноценных творческих работ в практике А.П. Аплаксина существовали и более мелкие – по текущему ремонту и перестройке церковных зданий.

Кроме того, в 1900-1910 г.г. архитектор осуществил реставрацию двух старейших храмов Петербурга: Сампсониевского и Казанского соборов. В 1913 г. по его проекту рядом со сгоревшим Троице-Петровским собором XVIII в. был возведен временный храм-копия, ранее, в 1910 г., осуществлена перестройка Никольского собора Никольского Староладожского монастыря – памятника XV столетия. С 1911 г. А.П. Аплаксин совмещал свою основную должность со службой архитектора Казанского собора и необычайно интенсивной научной и общественной деятельностью.

Однако, главное для каждого архитектора – это его постройки. И в этой области А.П. Аплаксин предстает как мастер, бесспорно обладающий индивидуальным, легко узнаваемым почерком. В каждой постройке А.П. Аплаксин всегда неуклонно стремился к стилистической цельности, к согласованности ее архитектурного решения и художественного убранства. Только таким образом, считал он, архитектор способен исполнить свою миссию, главная цель которой – преображение человека посредством красоты. "Русский церковный зодчий должен помнить, – говорил он, – что будущее сметет, как пыльную ветошь, плоские фасады жилых домов, а каждая церковь, охраняемая уважением к святыне, как бы она слаба в архитектурном отношении ни была, просуществует сотни лет, и история искусств не внесет на свои скрижали имена жертвователей, строителей и благоукрасителей, а имя зодчего упомнит и пошлет ему вдогонку в вечность клеймо бездарности", а потому "лучше отказаться от постройки церкви, чем уступать вкусам современной толпы". Творчески прорабатывая весь проект, от общего замысла до мелких деталей, архитектор в то же время постоянно заботился об оптимальном решении функциональных задач, немаловажном, например, в таких сложных многофункциональных комплексах, как монастырские подворья.

К сожалению, воплощению многих его замыслов помешали события Первой мировой войны и октября 1917 г. В 1914 г. А.П. Аплаксин был призван в армию, но сохранил при этом за собой должность петроградского епархиального архитектора. Переворот 1917 г. положил окончательное завершение его деятельности как церковного зодчего.

Умер архитектор в 1931 г. и был похоронен на Смоленском православном кладбище Петербурга – города, в котором жил и работал всю свою жизнь.

Несмотря на то, что большая часть построек А.П. Аплаксина была разрушена или перестроена, память о нем все же не была утрачена: она сохранялась в историко-архитектурной науке. Жива она и сейчас: его имя все чаще возникает на страницах публикаций по истории русской архитектуры, истории Петербурга и петербургского церковного строительства.

Постепенно обретают первоначальный облик чудом сохранившиеся храмы – церковь святой благоверной княгини Анны Кашинской на Введено-Оятском (бывшем Кашинском) подворье; ставшее ныне приходской церковью подворье Творожковского монастыря; Петропавловская церковь в Дибунах. И в этом видится залог того, что творческое наследие последнего архитектора Санкт-Петербургской епархии в недалеком будущем получит достойную оценку и займет подобающее место в истории отечественного зодчества.
 

по материалам статьи,опубликованной в газете "Свете тихий"
(2003. № 14; 2004. № 1 /16/),
автор – А.Е. Белоножкин,кандидат искусствоведения

Более подробно с жизнью и работами А.П. Аплаксина Вы можете ознакомиться на сайте aplaksin.ru

Православный календарь

 

 

 

 

 
Яндекс цитирования